Описание
Ұлы жуз - ЫСТЫ
Племя ысты(уст.-усут,исут) — одно из древних и основных родов Старшего жуза. Первое упоминание о нем дается в «Истории» Фахреддина Мубарекшаха (XIII в.). Следующее сообщение о племени ысты относится к 1748 г. (в списке родов Старшего жуза), где оно отмечается в числе 10 родов как «сты оуйсун». Племя ысты фигурирует также в первом списке султанов, биев и почетных казахов Старшего жуза 1845 г., где впервые указывается и два основных его подразделения: ойык и тлик. О древности племени убедительно свидетельствуют устные народные генеалогические предания, согласно которых родоначальник племени по имени Ысты являлся внуком Байдибека, который сам был правнуком легендарного Уйсуна — прародителя всего Старшего жуза. Здесь содержится ясное указание, что предки ысты входили в конфедерацию древних усуней, известной по китайским источникам III в до н. э.
Племя ысты делится на 2 основных рода: ойык и тiлiк. Названия этих родов по мнению исследователей происходит от меток (ен), которые ставились на ушах лошадей.
В свою очередь эти основные рода делятся на подрода:
Ойық: — Қызылқұрт, Көкшкөз, Сәтек, Ауызүсіген.
Тiлiк: Тазша, Таздар, Асанқараған, Сексен, Байқараған, Қоңыр, Жырымсыз и Ақмолда.
Традиционные кочевки племени ысты в дореволюционный период находились в долинах рек Или, Чу, Талас и Арысь. По сельскохозяйственной переписи 1895 г. в Верненском и Аулиеатинском уездах начитывалось 1500 семейств племени ысты, в Чимкентском — 3500. По подсчету М. Тынышпаева ысты было в Верненском уезде — 10 тыс. чел., в Аулиеатинском — 20 тыс. чел., в Чимкентском — 20 тыс. чел., а всего 50 тыс. чел.
Известно что наиболее близки родственными узами к родам Шапырашты и Ошакты. Род Ысты наряду с другими десятью основными родами Старшего жуза входили в конфедерацию родов, возглавляемую древними уйсунями (III в. до н.э.). Уйсуни в 3 в до н.э. обитали на землях западнее Ордоса, где были разгромлены народом Юэчжи. После этого они перекочевывают в Жетысу и смешиваются с местными сакскими племенами. В 1 в до н.э. племена Хунну(Гунны) перекочевывают на территорию нынешнего Южного Казахстана к союзному государству Канлы(Кангюй) и они вместе начинают воевать с Уйсунями. Уйсуни в ответ на это заключают союз с Китаем. Вскоре Уйсуни и китайцы побеждают Хуннов и Канлы. Китайцы все больше влияют во внутренние дела Уйсуней и союз Уйсуньских родов разделяется на 2 лагеря - сторонников Хунну и сторонников Китая. Старший куньби - вождь Уйсуней ставился китайцами, младший избирался народом. Дальнейшая история Уйсуней представляет междоусобную борьбу между старшими и младшими куньбиями, пока в 17 году до н.э. брат младшего куньбия - Уйшинжан не собирает 80 тыс. человек и не откочевывает к Канлам. Позже Уйсуни окончателно обособляются от китайцев. В 5 в н.э. встречаем последнее упоминание об Уйсунях, которые до сих пор проживают в Жетысу. Позже вся Великая степь подчиняется Тюркам, в том числе и Уйсуни. Уйсуни сейчас - собирательное название всех родов Старшего жуза проживают до сих пор в Жетысу. В 13 веке Уйсуни входят в состав империи Чингис хана. По казахским преданиям одним из тех кто поднял Чингиса ханом на белой кошме являлся Майкы би из рода Уйсун, считающийся покровителем мудрости и справедливости у казахов. Во время развала Золотой Орды и обособления тюркских народов друг от друга разваливается и род Уйсун. От него отделяются все нынешние роды Старшего жуза, в том числе и Ысты. Они все входят в состав государства Могулистан, где главную роль играет уйсунский род Дулат. Позже Ысты входят в состав Казахского ханства. Они участвуют в казахско-джунгарской войне, где их возглавляет Есей би, батыр. Был близким другом Толе би, вместе с Канжыгалы Богенбай батыром освобождал Жетысу от захватчиков. В конце 17 -середине 18 века жил знаменитый оратор и би Болтирик Альмен улы. Всегда защищавший интересы народа. Уран-Жауатар!