Описание
История
Начало электронной музыке как самостоятельному направлению было положено на рубеже 1960-х-70-х годов стараниями исполнителей краут-рока Can, Popol Vuh, Клауса Шульцe и группы Tangerine Dream, Organisation, Kraftwerk, Cluster, Neu!. Черпая основные идеи как из спейс-рока и психоделического рока, так и из академического авангарда Карлхайнца Штокхаузенa и Яниса Ксенакиса, эти музыканты создавали экспериментальные звуковые коллажи. Основная идея заключалась в использовании электроники как нового выразительного средства, способного вызывать в воображении сюрреалистические образы. К началу 80-х годов установились три основных направления в развитии электроники:
Электронно-инструментальная рок-музыка, использующая полный набор электро-музыкальных инструментов для создания композиционно развёрнутых синтезаторных пьес, часто на «космическую» тематику. Лидеры этого течения — Tangerine Dream, Вангелис. Сложились национальные особенности: представители «берлинской школы» тяготели к психоделической музыке (Tangerine Dream, Клаус Шульце), а французские исполнители — к более лёгкому, популярному стилю (Жан-Мишель Жарр, Space).
Фоновая «музыка окружающей среды», лишенная чёткого ритма и определённой мелодии, получившая название «эмбиент». Автором этого определения стал Брайан Ино, который по праву считается основателем стиля. Хотя многие музыканты играли эмбиент-музыку и до него.
«Песенные» формы электронной музыки (синти-поп, электро-поп, техно-поп), отличающиеся чётким, механистичным танцевальным ритмом, демонстративной искусственностью звука (синтезаторы более не имитируют звучание реальных музыкальных инструментов), использованием вокала (зачастую роботоподобного) в качестве контрапункта синтезаторной аранжировке, минимализмом и остинатной структурой композиции. Тексты песен часто имеют социально-футурологическую и научно-фантастическую направленность. Бесспорные пионеры данного стиля — группа Kraftwerk. С приходом новой волны данное направление получило широкое распространение и популярность (Гэри Ньюман, OMD, The Human League, Ultravox, и др.) В это же время возникает одна из самых успешных музыкальных групп на сегодняшний день — Depeche Mode, завоевашая статус законодателей мира электронной музыки, и вошедшая в список самых влиятельных групп ХХ века наравне с The Beatles, Queen, Майклом Джексоном и др.
Электронная музыка построена на различных по стилистике направлений. Ярким примером является танцевальная электронная музыка, включающая в себя поднаправления такие например, как Trance (Транс) или House (Хаус). Электронная танцевальная музыка создавалась электронными музыкантами, первоочередной целью которых было предоставление композиций для исполнения их DJ (ди джеями), типичными представителями данной культуры являлись Tiesto, Paul Van Dyk, BT, Пол Окенфолд и Above and Beyond. Но электронную танцевальную музыку часто можно встретить и в формате полноценного музыкального альбома.
То обстоятельство, что у молодой электронной музыки появилась небольшая, но верная армия поклонников, послужило толчком для ее дальнейшего развития.
[править]
Развитие
Начинающему слушателю электронная музыка известна прежде всего по творчеству французских музыкантов. Таковыми явились Жан-Мишель Жарр и группа Space, во главе с Дидье Маруани. Они первые сделали электронику популярной и доступной для массового слушателя. Дебютный альбом Жарра «Oxygene» 1976 года до сих пор считается одним из лучших. Произведения Space («Magic Fly» и другие) — классика жанра. К сожалению, группа Space быстро распалась, но вот Жан-Мишель Жарр выпустил более десятка альбомов и концертных релизов. Огромное количество работ записали Tangerine Dream и Клаус Шульце, начинавший играть в составе этой группы, а после с головой окунувшийся в глубокую психоделику. На волне успеха первопроходцев выросли многие музыкальные коллективы, обогатившие электронную музыку новыми идеями. На стыке этнической музыки и эмбиента образовался стиль «N