«Кинематограф сквозь призму психоанализа»

  • Подписчики: 1 887 подписчиков
  • ID: 1631449
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
закрытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club1631449

Описание

Проект «Кинематограф сквозь призму психоанализа» возник в 1999 году и за последующие годы превратился в своеобразный психоаналитический киносеминар, внутренняя структура которого предполагает не только показ фильма и его интерпретацию, но прежде всего коллективное аналитическое исследование кино как конкретного события, специфически воздействующего на чувственность зрителя. Его задачей было выяснение взаимоотношений между кинематографом как видом искусства, апеллирующим преимущественно к способности переживания, чувственности, желаниям, сознанию и бессознательному зрителей и психоанализом как мировоззрением и методом исследования тех же самых объектов и проблем. В рамках проекта феномен кино рассматривается как инструмент исследования бессознательного и, одновременно, как проекция наиболее травматичных и недоступных анализу проблем современной культуры. Первоначально проект реализовывался как серия тематических программ. В этом формате были визуализированы следующие теоретические проблемы : «Порнографическая идея в современном кино»(“Главное – любить”, “Лолита”, “Заговорщики сладострастия”); «Перверсивный опыт и автономия желания» («Ночной портье», «Пианистка»; «Сало или 120 дней Содома»); «Современные архетипы: «неглубокая могила» и «dead man»; «Между ужасом и меланхолией»(«Отвращение», «Красная пустыня», «Голова-ластик», «Крутые стволы»); «Антигона сегодня или Чего хочет женщина?» («Китайская рулетка», «Девственницы-самоубийцы», «Запекшаяся кровь»,); Аналитический процесс: современная рефлексия («Молчание ягнят», «Слуга», «Приключения трупа»); Структуры страха («Незнакомцы в поезде», «Травма», «Синий бархат») и т.д. В настоящее время в тематике кинолектория обозначились три направления исследования: - невротическая/психотическая проблема или аналитический процесс как предмет киноизображения (немецкий экспрессионизм; жанровое кино: маньяки, вампиры, монстры; современное американское и европейское концептуальное кино); - исследование формального тождества кинематографа и психоанализа: изобразительные средства фильма реконструируют всеобщие закономерности психической жизни, мимикрируя в структуры сновидения, фантазма, галлюцинации и пр. модальности психической реальности (К.Т.Дрейер, Г.Хоукс, С.Эйзенштейн, Ж.Ренуар, братья Маркс, Р.Полански и пр.) - исследование прецедентов; поскольку в настоящее время кинематограф чрезвычайно активно расширяет сферу переживания, постоянно предъявляя новый бессознательный материал, в рамках проекта ведется систематическая интерпретация современного кинопроцесса – фильмов Ларса фон Триера, Дэвида Линча, Педро Альмадовара, братьев Коэнов, Дэвида Кроненберга, Каро и Жене, Франсуа Озона, Альберта Пьюна, Ж.-Ж.Бенекса, Гая Ричи, Тома Стоппарда и пр. В создании психоаналитического кинолектория и его деятельности принимали и принимают участие Наталья Локтева, Константин Брацихин, Нина Савченкова, Алексей Сёмкин, Ринат Галиев, Дмитрий Ольшанский. Несколько кинолекториев провёл Иван Швец. Среди приглашённых были А.Н.Лавров и А.А. Краснов.